Земля

Поиск по сайту

Контакты

Об авторе

Права и правообла­дателям

— Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.
(с) Тот самый Мюнхгаузен

Рубрика: Загадки Солнечной Системы

Сколько планет в Солнечной системе? Сейчас 13 !

Столь нежно любимый многими Плутон вовсе не исключили из списка планет! Наоборот, он обрел новое, более точное обозначение. Но, по порядку. Все дело в развитии телескопов и расширении наших познаний о мире.

Это нам, людям, а особенно ученым - хочется все классифицировать и разложить по картотечным полочкам. Это - планета, а это - звезда, а вон то - крупный астероид. Так действительно удобнее, понятно, какой предмет стоит каких усилий.

Планеты солнечной системы

А Вселенной все-равно, она создает объекты любых форм и размеров. И скажите на милость, вон тот комом холодной материи - планета странник? Или слишком холодная звезда? А вот этот булыган, вращающийся вокруг Солнца: планета или крупный астероид?

Считалось, что у нас девять планет. Причем последний, Плутон, вечно вызывал всякие нарекания астрономов. И орбита-то у него неправильная, не такая стройная, как у других планет. И наклонена-то она слишком сильно. И вокруг него, а вернее, вместе с ним, вращается крупная луна: Харон. Причем размерами они почти такая, как и сам Плутон: и кого из них считать планетой и почему? Плутон? Или Харон? Или оба? Или ни один не считать за планету?

Плутон и его спутники

Но наличие спутников - это важный признак "планеты". А у Плутона их всего пять. У Меркурия и Венеры, например, ни одного, так что же делать? Венеру и Меркурий исключить из списка планет, а Плутон оставить?

А тут еще подоспело открытие крупного астероида Эрида: а он размерами аж с Плутон. Его считать новой планетой? А потом заметили еще один крупный астероид размерами с Плутон: Хаумеа. Это тоже планета?

Крупный астероид Эрида размером аж с Плутон

А потом открыли еще несколько астероидов поменьше. В первую очередь это известная с давних пор Церера, а так же Макемаке. Во многом они "более правильные планеты", чем Плутон. А на очереди еще несколько крупных объектов в Солнечной системе, которые пока плохо исследованы, но тоже могут оказаться "более серьезными планетами".

А телескопы все мощнее и мощнее, открываются новые объекты. Несколько десятков их претендует на то, что после исследования они вполне подпадут под разряд "планеты". Из них первые это Седна, Гун-Гун, Квавар, Орк, Салация, Варуна, Иксилон, Варда. В общем, много их, претендующих на гордое звание "планета". Но все они маааленькие. Даже меньше размерами, чем мелкий Плутон.

И в 2006-м году Международный Астрономический Союз принял решение. (Те, кто не любит всякие "грантовские" организации, не кривитесь. МАС - это чисто научное объединение, объединяющее астрономов, которым до политики - как нам до Плутона. И основан он в Брюсселе, а не в стране госдепа).

Решение было следующим: Планетами теперь считаются только те небесные тела, которые подпадают под определенные признаки.

1) Вращается по орбите вокруг Солнца.
Наша Луна - крупное тело, но вращается вокруг Земли, а значит - не планета.

2) Имеет орбиту, близкую к круговой.
Многие астероиды крупны, но движутся вокруг солнца по сильно вытянутым эллипсам.

3) Не являются спутником планеты.
Харон - это спутник Плутона, а значит - не планета.

4) И это главное: тело слишком мало, и не может расчистить свою орбиту от космического мусора. От мелких астероидов.
Орбита Земли и других планет - чистые, а на орбите Плутона находится много-много мелких астероидов, а значит Плутон - не планета.

Но что же делать с теми, кто почти планета, и вот-вот откроют еще что-то новое? Тадам! И Астрономический Союз ввел новую классификацию: Карликовые планеты. Куда и начал включать всю эту мелочь, вместе с Плутоном.

Основных планет у нас осталось 8: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

А Карликовых планет на данный момент у нас 5: Плутон, Церера, Хаумеа, Макемаке, Эрида.

Итого в Солнечной Системе на данный момент планет: ровно 13 штук!

Текст: В.Скворцов (см. страницу «О авторе»)
2020 © Все права на текст защищены. Копирование материала запрещено. Фото и рисунки: если не оговорено, из открытых источников в интернете (в соответствии с законом о СМИ).